OL-OK. С этого всё начиналось. МГУП. ХТОПП. 3-й курс.
Публикуется как дневник размышлений OL-OK.
ОСТОРОЖНО, ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!
запрещено применять к себе
Статья содержит ряд филосовских обобщений и выводов, сделанных лично автором (OL-OK) и лично пережитых ею на момент написания данной статьи. И уже давно является историей.
Следует принимать во внимание, что автором было "набито много шишек" на поприще искусства.
А НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ АВТОР (OL-OK) ИМЕЕТ МНЕНИЕ ИМЕТЬ ДРУГИЕ МНЕНИЯ.
OL-OK:
О ПРИЧИНАХ, СМЫСЛЕ И СОДЕРЖАНИИ
ТВОРЧЕСТВА
Во-первых, искусство — это не игра.
Это творчество. И оно не менее серьезно, чем сама жизнь, наши поступки. И на столько же не серьезно, на сколько жизнь может быть не серьезной.
Искусство должно нести в себе смысл, но не умозрительный (разумные соображения), а душевный. То, что мы часто не можем выразить словами, какое-то реальное переживание. И этот смысл — образ на уровне понятия, а не растолкования этого понятия.
Искусство должно быть правдой, естественным выражением реальности (истина — это то, что есть), а не придумыванием или выдумыванием. То есть человек должен делать то, что он просто не может не делать.
И это естественное самовыражение, эта жизнь, на мой взгляд, и есть творчество.
В данный момент я согласна, что красиво — это приятно, но ведь это не значит, что теперь надо стремиться к удовольствиям.
Жизнь не должна быть погоней за наслаждениями. Но должна быть проявлением скромности и добродетели. Умеренности в желаниях. Надо принимать и видеть ее такой, какая она есть. Стремиться к пониманию себя и окружающих, жизни, мира вообще.
<В некоторой степени это философия Эпикура, призывающего довольствоваться самыми малыми желаниями, естественными и необходимыми, что и приведет к счастью:
"Величайший плод довольства своим [ограничением желаний] — свобода."
"Ничего не достаточно тому, кому достаточное мало.">
В отличие от Эпикура я считаю, что довольствоваться надо не малым, но реальным. То есть отказаться от стремления к совершенству. Ведь на то оно и совершенство, что оно божественно, сверх-высоко и непостижимо. Но идти надо по пути постоянного совершенствования себя. Шаг за шагом на практике медленно достигать все новых результатов (имеется ввиду творческих). Стремиться, возможно, к идеалу, выбранному для себя, или подсказанному другими, или ни к чему не стремиться.
И действительно, быть самим собой, быть тем, что есть, не скрывая своего "Я" под вымышленной личиной — это и есть свобода.
Не стремясь к чему-то новому, не существующему, но развивая то, что существует, и посредством этого получая как раз новое. (Ведь истина: ничего ни от куда не берется и никуда не девается <закон сохранения>)
Кроме того, не надо стремиться намеренно сделать красиво.
Кроме того, нет рецепта создания "красивого" изображения: например, делать надо так-то и так-то.
Красиво то, что естественно. И достигать этого можно разными путями. И это творчество.
Реальность одна для всех, но каждый видит ее по-своему: вычленяет какие-то свои ценности, по-своему акцентирует внимание, вырабатывает свое отношение, и, следовательно, по-своему ее выражает — и это и есть творчество.
* * *
Образ тоже нельзя выразить словами: это общее ощущение, представление о художественном предмете в целом.
Это целое восприятие.
Ритм — это движение — статика
вертикаль — горизонталь — диагональ
верх — низ, лево — право
контраст — нюанс
соотношение масс, силовых центров.
Но самое главное в произведении искусства — композиция. Это база гармонии и красоты. Это то, из чего состоит изображение. Соотношение частей целого.
Насчет стиля я придерживаюсь точки зрения Э.Рудера: его нельзя намеренно придумать, он возникает случайно.
24.05.2000
© Бекренёва Ольга Игоревна
|