На главную

ГОСЭКЗАМЕН по дисциплине "КОМПОЗИЦИЯ ИЗДАНИЙ" (МГУП). 2001
Примерные билеты

© Бекренёва Ольга Игоревна


Билет 1

1. Эстетика печатно графического искусства гутенберговского периода

2. Исторические этапы развития древних видов письма от пиктограммы до греческой архаики

3. Обосновать целесообразность издания и сформулировать принципиальное проектное предложение - концепция, основы конструкции и композиции, опорные позиции, главные параметры


Билет 2

1. Определение понятий "письменность", "графика", "книга"

2.Исторические этапы формирования латинского алфавита. Шрифт колонна Траяна. Каролингский минускул

2 вариант2.Классификация наборных шрифтов по ГОСТу

3.Обосновать целесообразность издания и сформулировать проектное задание для художника-исполнителя на создание


Билет 3

1.Основные принципы методики проектирования печатной продукции по Ляхову

2.Изобретение книгопечатания в Европе. Деятельность и творчество Гуттенберга

3. Обосновать целесообразность издания и сформулировать проектное задание для художника-исполнителя на создание: путеводителя по центру Петербурга; по историческому центру старого города


Билет 4

1. Рукописные шрифты. Влияние инструмента, скорости и емкости письма на формирование графемы знака. Основные виды готического письма. Письмо Петрарки

2. Цвет в книге. Его функции в рукописной, гуттенберговский и компьютерные периоды книжного искусства

3. Составить рецензию на художественно-техническое оформление предложенного издания


Билет 5

1. Исторические этапы становления формы газеты и журналов

1 вариант 2. Журнал, газета, плакат: их специфика как носителей текстовой и изобразительной информации. История становления их формы. Современная художественная проблематика

2. Система форматов в книгоиздательском деле и полиграфии

3. Обосновать целесообразность издания и сформулировать проектное задание для художника-исполнителя на создание: путеводитель по Гос.Третьяковской галерее (по другому музею)


Билет 6

1. Инкунабулы, их общая характеристика

1 вариант2. Основные конструкции современной книги, их исторические прототипы

2. Завершающий этап развития латинского алфавита. Историческая преемственность в творчестве Николая Иенсона

3. Обосновать целесообразность издания и сформулировать проектное задание для художника-исполнителя на создание: познавательно-энциклопедическое издание по биологии для детей от 6лет (в отличие от учебника по биологии для 6 класса)


Билет 7

1. Организация книгопечатания в Москве. Деятельность и творчество Ивана Федорова

2. Определение понятия "типографика"

3. Обосновать целесообразность издания и сформулировать принципиальное проектное предложение - концепция, основы конструкции и композиции, опорные позиции, главные параметры: путеводитель по центру Москвы (для туристов и ценителей памятников архитектуры)


Билет 8

1. Организация макета по модульной сетке. Методика, преимущества и недостатки

1 вариант2. Искусство русского лубка, его смыслообразующие элементы, технические особенности и стилевая эволюция

2. Исторические этапы развития славянской письменности. Деятельность греческих миссионеров Кирила и Мефодия

2 вариант2. Эскиз билета. Пространственная характеристика шрифта по Фаворскому

3. Обосновать целесообразность издания и сформулировать принципиальное проектное предложение - концепция, основы конструкции и композиции, опорные позиции, главные параметры - научное юбилейное издание в 2-х томах "Архитектурные памятники центра Москвы"


Билет 9

1. Методико-теоретические воззрения на проблемы книжного искусства Эль Лисицкого. Примеры из его творчества

2. Эстетика текстового набора. Соотношения утилитарного, декоративного, классического, современного. Технические требования к набору

3. Описать технологическую цепочку (от рукописи - к книге) с позиции художника, разрабатывающего для серии "Постимпрессионизм", "Кубизм" и пр. макет-модель будущего издания


Билет 10

1. Современная книга: технология ее изготовления, влияние эволюции техники на форму книги

2. Художественно-образные иллюстрации и их главная задача (по теории В.А.Фаворского)

3. Разработать принципиальное проектное предложение - концепция, основы конструкции и композиции, опорные позиции, главные параметры - шрифтовой комплекс "Микрорайон Южного округа Москвы" (указатели, названия улиц, переулков, корпусов, объявления, вывески, указатели и пр.


Билет 11

1. Теория композиции В.А.Фаворского в разделе книжного искусства

2. Разворот книги как конструктивная и композиционная единица

3. Художественно-техническое издание типа "журнал". Составить план рецензии на оформление


Билет 12

1. Флоренский о графике и книге

2. Историческая классификация типографских шрифтов. Основные шрифты классификационных групп

3. Характеристика художественно-технического оформления издания. Спецификация и рецензия


Билет 13

1. Фотография, ее изобретение, основные этапы развития. Применение фотографии в типографском деле и печатном искусстве

2. Элементы внешнего оформления книги, их функции

3. Характеристика художественно-технического оформления издания. Спецификация и рецензия


Билет 14

1. Плакат, его специфика как носителя текстовой и изобразительной информации. Основные законы формообразования плаката (на историческом материале)

2. Определение понятия фонемы и графемы. Шрифтовая реформа Петра 1 в свете этого вопроса

3. Характеристика художественно-технического оформления издания. Спецификация и рецензия


Билет 15

1. Дизайн упаковки — методика проектирования, примеры из истории и современности

2. Ян Чихольд и книжное искусство в его историческом развитии

2 вариант 2. Классификация изданий по функциональным группам (согласно ориентации на виды человеческой деятельности)

3. Характеристика художественно-технического оформления издания. Спецификация и рецензия


Билет 16

1. Методика проектирования фирменного стиля. Задачи и возможности художника графика в этой области

2. Графика футуристов

3. Характеристика художественно-технического оформления издания. Спецификация и рецензия


Билет 17

1. Реклама как социальный и эстетический феномен

2. Различные техники гравюры и их роль в книжном искусстве

3. Характеристика художественно-технического оформления издания. Спецификация и рецензия


Билет 18

1. Средства поиска и ориентации в современной книге. Не текстовые средства поиска в пространстве издания

2. Категория "пространство" в литературной и книжной формах

3. Характеристика художественно-технического оформления издания. Спецификация и рецензия


Билет 19

1 Эскиз бидета. Определение понятия иллюстрации. А.Д. Чегодаев и А.С. Вартанов об иллюстрации

1 вариант 2. Нетекстовые средства поиска в пространстве издания

2 Эскиз бидета. Основные тенденции развития зарубежного книжного искусства в 20 в

3. Характеристика художественно-технического оформления издания. Спецификация и рецензия


Билет 20

1. Главные факторы определяющие тип издания характер его проектирования и иллюстрирования

1 вариант 2. Средства поиска и ориентации в полном объеме информации в современной книге и в изданиях исторически удаленных эпох

2. Макетирование как производственный и художественный процесс. Виды макетов

2 вариант 2. "Предмет и пространство" как категория формирования стиля оформления в разделе книжного искусства (В.А.Фаворский)

3. Характеристика художественно-технического оформления издания. Спецификация и рецензия


Билет 21

1. Основные понятия шрифтовой графики — письмо, графема, алфавит, шрифт, гарнитура. Структурная организация шрифтовой гарнитуры

2. Формирование единства функциональных и эстетических качеств в процессе конструирования книжной формы (на этапах замысла, проектного предложения, макетирования)

3. Характеристика художественно-технического оформления издания. Спецификация и рецензия


Билет 22

1. Формальное и эстетическое в шрифтовой форме. Буква, слово, строка, полоса набора. Текстовые и акцедентные шрифты. Емкость и удобочитаемость шрифта

2. Соотношение слова и пластического образа в изданиях поэзии

2 вариант2. Работа над макетом - моделью будущего издания художественной литературы и дайджеста; соотношения между частями и целым

3. Характеристика художественно-технического оформления издания. Спецификация и рецензия


Билет 23

1. Свойства изобразительной поверхности разворота — силовые линии, проблема края, рельеф поверхности

1 вариант 2. Главные факторы, определяющие тип издания, характер его проектирования и иллюстрирования

2. Роль функционального анализа при создании фирменного стиля. Структурообразующие факторы

3. Характеристика художественно-технического оформления издания. Спецификация и рецензия


Билет 24

1. Проектирование изданий для детей, основные законы жанра. Искусство детской книги, проблема творчества

2. Н. Н. Куприянов, П. В. Митурич, Фаворский — мастера рисунка. Методические основы их графического творчества

3. Характеристика художественно-технического оформления издания. Спецификация и рецензия


Билет 25

1. Современная книга, технология её изготовления. Влияние эволюции техники на форму книги

2. Принципы пространственного моделирования изобразительной плоскости в рукописной книге Европы и Азии эпохи феодализма

3. Характеристика художественно-технического оформления издания. Спецификация и рецензия


Билет 26

1 вариант 2. Основные черты системного метода художественного конструирования печатных изданий

2 вариант 2. Книга как предмет, как образ, как знак

3. Характеристика художественно-технического оформления издания. Спецификация и рецензия



Билет 27

1 вариант 2. Смысловая организация и структура текста учебных изданий

2 вариант 2. Искусство печатных форм в дореволюционной России

3. Характеристика художественно-технического оформления издания. Спецификация и рецензия




Второй список билетов по дисциплине "Композиция изданий" (вариант 2)